Газетчик (фильм, 1994)

Симонов вместе с режиссером А. Столпером смогли сказать многое из того, что раньше было запретным. Об оппортунистах и негодяях, о мужественных и честных людях, для которых предписание - не последний закон.

Фильм рассказывает о многих людях.

В многофигурном составе каждый, даже эпизодический персонаж, имеет свой характер и свою судьбу. Близость смерти проверяет человека до дна и открывает в нем даже то, о чем раньше можно было и не подозревать. В центре внимания создателей фильма не батальные сцены, не героические атаки, а люди в экстремальных ситуациях.

В центре внимания создателей фильма - люди.

Оператор - Николай Олоновский. Премьера фильма состоялась 22 февраля. В году Столпер снял продолжение "Живых и мертвых" - фильм "Возмездие". Александр Столпер снял невероятно жесткую по советским меркам картину. Как и в книге Симонова, в его черно-белом фильме нет места ура-патриотизму и военной романтике. А еще в "Живых и мертвых" нет главных и второстепенных героев. Персонажей на военных дорогах много, но каждый из них, от генерала до офицера НКВД, от простого милиционера до водителя заглохшей машины, очень важен и играет свою, пусть и крошечную, роль в сюжете.

В "Живых и мертвых" нет песен, нет музыки. И это не остается незамеченным. Авторский замысел настойчиво реализуется в хроникальной манере повествования, в особом внимании к реальным звукам войны - гулу орудий и самолетов, грохоту пулеметных очередей, взрывам, грохоту, грохоту, шуму, слову, которое придает смысл - решает судьбу, губит жизнь, служит поучением или поддержкой - и которое может стать последним словом для говорящего.

Слух истощен звуковой перегрузкой, ему нужна тишина. Слова звучат выразительнее, любое движение человека, любое эмоциональное переживание воспринимается острее, пронзительнее, драматичнее. В спорах, в которых приходится защищаться от ложных подозрений, в разговорах с близкими во время случайных визитов домой, в выкриках приказов, в спокойных интонациях увещеваний - палитра различных реакций на обстоятельства, требующие от человека собранности и ответственности.

Режиссер стремится воссоздать то время в его максимальной достоверности, от общего настроения до деталей. Здесь мы видим растерянность первых дней войны, отчаяние и готовность умереть за Родину. Фильм об оппортунистах и подлецах, о мужественных и честных людях, для которых заповедь - не последний закон. Июнь год. Советская армия отступает под натиском фашистов. Главный герой фильма, корреспондент армейской газеты Иван Синцов, Кирилл Лавров попадает на фронт из редакции фронтовой газеты.

Возможно понять обиду помощника командира танковой бригады на военачальников. Лучший экипаж полка отдали немцам за бесценок. Вы хотите пожаловаться? На моей фамилии держится вся Россия.

Или вы так запомните? Платя смертью за смерть, руками солдат Ивановых и других война разделила всех без разбора на живых и мертвых. Герой Гражданской войны хочет своим примером доказать, что со многими другими, оставшимися в тюрьмах и лагерях, произошла "нелепость".

Герой Гражданской войны хочет своим примером доказать.

Убитый боем в окружении немцев, Серпилин не хочет отступать и даже не думает об отступлении... -Я не боюсь умереть на глазах у всех. Я не имею права пропасть без вести". Константин Симонов, увидев Папанова в "Дамокловом мече", предложил ему роль генерала Федора Серпилина. Успех фильма был огромен - картина заняла первое место в прокате года и была отмечена призами на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько.

После этого успеха спрос на актера Папанова среди режиссеров чрезвычайно возрос, он блестяще играл как драматические, так и комедийные роли. Я хотел показать генерала Серпилина похожим на тех, кто выиграл войну. Я играл его как человека, который, несмотря на все беды, выпавшие на его долю, был по-настоящему глубоко счастлив. Удовлетворение Серпилина от того, что он делал, не было внешним. Он был мастером своего дела и, несмотря на внешнюю сухость, был человечным и добрым.

Он был счастлив, когда выводил остатки своего подразделения из окружения. И я, как актер, счастлив за него. И зрители мне верят. Признаюсь, много лет я мечтал о таком герое, но все сложилось иначе. Кого я только не играл! В моем репертуаре были добрые и отзывчивые люди, комические и отрицательные персонажи, бюрократы и мошенники. <Но героические роли, особенно военные... И вот наконец эта роль - блестящего командира, умного, доброго, человека, знающего цену жизни, перенесшего тяготы культа личности, но сумевшего сохранить теплоту и любовь к людям.

А еще фильм снят по книге Константина Михайловича Симонова, стихи которого я читала при поступлении в институт! И мне, и моим коллегам это показалось почти невероятным, настолько сильна была инерция всего того, что я играл до этого.

Я чувствовала такую "девственность" в этой роли... Моей первой мыслью было отказаться! Меня пугала монументальность и необычность образа. А потом... Военный опыт Серпилина - и тактическое мышление сержанта Папанова?

А весь мой состав персонажей, сыгранных на сцене Московского театра Сатиры и в кино? Потом, много позже, я понял, что только они помогли мне сделать Серпилина живым человеком. Когда-то я начинал с "голубых" персонажей, потом перешел на характерные роли, и сыграл их, наверное, около пятидесяти.

И, наконец, снова пришел к персонажу. Но теперь у меня был опыт характерного актера. Помню, с каким волнением я шел на свой первый разговор с режиссером. Мы говорили не только о будущей работе. Он подробно расспрашивал меня о том, где я воевал, что видел и пережил на войне. Он искал во мне, наверное, не портрет, а человека, способного понять характер симоновского героя, его судьбу, его мысли, его философию. Он пытался понять, насколько мои собственные ассоциации с судьбой Серпилина, мой образ мыслей совпадают с его - режиссера - представлениями об исполнителе роли генерала.

Еще очень важно, чтобы человек знал, что он играет. А на эту роль пробовалось двадцать семь актеров. Я не могу похвалить себя за прослушивание - возможно, мне просто повезло. После многочисленных прослушиваний выбор сценариста и режиссера пал на меня. Может быть, подошла внешность, которая близка к образу Серпилина.

Я не могу судить об этом в полной мере, тем более что в романе о Серпилине сказано: у него было лошадиное лицо и умные глаза. Пусть зрители сами решат, насколько я лично соответствую этому образу.

Как Серпилин.

Образом Серпилина был конкретный человек, полковник Кутепов, которого Константин Михайлович хорошо знал. Впоследствии выяснилось, что даже внешне я был очень похож на Кутепова. Но если бы фильм "Живые и мертвые" снимался по оригинальному сценарию, а не по роману, где дан точный словесный портрет Серпилина, думаю, его мог бы сыграть актер любой внешности и комплекции.

Решительность Александра Борисовича Столпера, его доброта и постоянная человеческая поддержка помогли мне выйти из того, прямо скажем, шокового состояния, в которое я впал поначалу.

И только его вера в меня заставила меня поверить в свой успех в этой роли - признаться, поначалу я не очень на это надеялся. Я начал пробовать, искать, вспоминать... С мыслями о Серпилине я прожил много-много дней. Начались съемки. Я думала: какой он, Серпилин, в мелочах?

Как он говорит? Наверное, очень точно, без иероглифов и подтекстов. Он не ищет обходных путей в разговоре, он строг, рассудителен. Я думал обо всем: как он ходит в окопах - слегка приседая, как сутулится, говорит, не жестикулируя. Думала о том, как он относится к людям, родственникам, животным - ведь он бывший фельдшер. Конечно, я привнес в эту роль свой собственный, личный характер. А личное всегда присутствует в том, что ты играешь, нравится тебе это или нет.

В первую очередь это моя внешность и взгляды. Но я также боролся со своими личностными качествами, и в чем-то я их преодолел, пытаясь сделать персонажа более собирательным и типичным.

В сценарии, например, Серпилин говорит много слов, и моя задача была сделать его немногословным, точным в словах и пунктуальным. Не знаю, как у других, лично у меня при последующем просмотре фильма не было ощущения, что он разговорчив. Я боролся с лишними жестами, внешним проявлением эмоций. Этот человек более внутренний.

Этот человек более внутренний.

Он чаще седеет, но не проявляет излишних эмоций. Я помню сцену, которую мы снимали: Горел вокзал Воскресенска. Было очень холодно. Из-за холода, а может быть, из-за моих собственных переживаний, у меня по глазам покатилась слеза. И он был прав. То же самое было в финальной сцене фильма, во встрече с Синцовым - сначала я пытался отыграть это на нервах, на глаза навернулись слезы. Потом я понял, что Серпилин столько пережил, что нервы и слезы - это не его.

Серпилин всегда внешне уравновешен, спокоен, хотя внутри у него может бушевать вулкан.

Навигация

thoughts on “Газетчик (фильм, 1994)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *