Абу Али аль-Ашари Спрашивайте

Меня пригласили в Казань мои братья, я приехал навестить братьев, друзей, которых я знаю, навестить шейхов, алимов, устазов, которые живут и преподают в Казани. Здесь есть ответы на многие вопросы, которые интересуют молодежь сегодня, на эти вопросы имам Абу Ханифа дал ясные и исчерпывающие ответы всем мусульманам более тысячи лет назад.

Какое общее впечатление от Казани - конечно, впечатление хорошее, это очень удобный город для жизни мусульман - много мечетей, много халяля. И самое главное - здесь есть шейхи и алимы, у которых можно учиться, получать традиционные знания. Знания в исламе - это не учеба в университете и не диплом о высшем образовании, но это обязательно учеба у шейхов, алимов, ученых, которые сами учились у других ученых, это и есть образование в исламе.

Главное в исламском образовании - это не получение набора фактов, суммы фактов, а ваша эволюция как мусульманина, ваше духовное развитие. Это возможно только в том случае, если вы получаете знания от истинных шейхов, от истинных алимов, только тогда возможна эволюция. Набор фактов сам по себе не меняет человека. Вы сказали, что в Казани есть шейхи и алимы. Но какие недостатки Вы увидели здесь, какой совет Вы бы дали казанской молодежи? Беда любого народа в том, что он не знает своих духовных авторитетов и когда эти ученые, алимы, не пользуются должным уважением.

Конечно, нам нужно больше внимания уделять возрождению традиционного образования, то есть возрождать традиционную программу преподавания религиозных наук. Например, по грамматике - вернуться к традиционным учебникам по изучению грамматики, Нахви и Сарф везде изучаются по одним и тем же книгам, все их знают.

Так же и в изучении фикха - его нужно изучать по традиционным книгам по фикху, а не по каким-то переведенным на русский язык брошюрам. За пять лет своей жизни вы должны прочитать один Кудури - традиционную книгу по ханафитскому фикху для начинающих, и это будет нормально, это будет лучше, чем потратить три или пять лет на изучение и чтение переводных книг, которые не принесут никакой реальной пользы.

Это, конечно, самое главное - возродить традиционное образование, которое было до революции, это и есть истинное исламское знание. Какой список книг Вы бы порекомендовали казанской молодежи? Я не ханафит, поэтому не мне давать такие советы. Насколько я знаю, Кудури, Канз, Шархуль-Викая и Хидая - это традиционная последовательность книг для изучения фикха в ханафитском мазхабе.

И тот, кто изучил их, считается алимом, который знает фикх и может решать вопросы. Но сейчас многие люди дают фетвы и решают вопросы просто потому, что где-то что-то услышали, кто-то им что-то сказал. Серьезные вопросы - например, вопросы брака или развода - решаются таким образом, люди разводятся без всяких шариатских оснований.

Например, муж ушел, а жене разрешено развестись с мужем. Почему, кто дал такое право? Знал ли муж об этом или нет? Это серьезные вопросы!

То же самое касается вопросов наследства, как оно должно быть разделено? Это все сложные вопросы, и решать их должны серьезные алимы. Наша молодежь знает Вас как одного из основателей сайта "Дарульфикр". Не могли бы Вы рассказать историю этого проекта - с чего Вы начинали, кому пришла в голову идея создать этот проект?

У нас была группа друзей Талибуль ильм, ищущих знания, которые были на пути получения знаний, у нас было общее понимание, общее представление о том, что такое правильный ислам.

Что это такое?

Это акъида имама Ашари и имама Матуриди, следование фикху четырех мазхабов, истинный тасаввуф, который соответствует шариату, не тому, что сказал какой-то шейх, а который соответствует фикху четырех мазхабов. Если он соответствует фикху четырех мазхабов, мы принимаем его, если нет - не принимаем". Такое понимание ислама было для нас обычным, мы хотели донести до людей истинный ислам, без крайностей: где было бы время для изучения акъиды веры, время для изучения ахкама положений шариата, без крайностей такфира, обвиняющего в неверии за то, что разрешено в исламе, или, наоборот, без крайностей некоторых суфиев, которые разрешают то, что запрещено, и пытаются обращаться к Аллаху только на основании того, что им разрешил их шейх.

У нас не было задачи работать конкретно против ваххабитов. Мы хотели опровергнуть тех, кто искажает шариат в русскоязычном мире, кто искажает взгляд на ислам, который мы считаем правильным, и показать истину так, как мы ее понимаем и как ее понимают наши учителя.

У нас были связи с учеными из Дагестана и с некоторыми шейхами из Марокко, из Магриба, из Западной Африки, из Ливана, у нас были тесные контакты с ними, мы постоянно с ними советовались, выясняли какие-то спорные вопросы. Сейчас, альхамдулиллях, у нас есть контакты с шейхами, получившими образование в Деобанде, это школа в Пакистане, и мы обсуждаем с ними вопросы, в которых мы можем ошибаться или быть неправильно понятыми. Мы постоянно проверяем, правильно ли мы поняли, и задаем одни и те же вопросы снова и снова.

Так что то, что мы пишем на сайте, не является каким-то нашим пониманием религии, но есть ученые, которые считают так же, так что это то, что признали алимы нашего времени и передали по цепочке от великих ученых, ведь именно так шариат дошел до наших дней.

Идея "Дарульфикра" была именно такой - чтобы это было место, где говорилось бы о правильной акъиде. Ведь в русскоязычном пространстве об этих вещах практически ничего нет. А заблуждающиеся течения, ваххабиты, наоборот - они на протяжении веков говорили "тавхид, тавхид, акида, акида", поэтому они во многом выиграли. Мы говорили о том, что сплетничать плохо, что нужно любить братьев, хорошо относиться к гостям, что нельзя говорить неправду, а они говорили о единстве тавхида и акыды.

Как люди поняли, что не только мы говорили о тавхиде и акыде.

Люди поняли, что это фундаментальные вещи, и последовали им. Это более важно, тавхид - это то, что делает тебя мусульманином, это главный признак Ахлю-Сунна мусульман-суннитов, когда они говорят о тавхиде подробно, детально, объясняют, что выводит тебя из ислама, в таком случае ты мусульманин, в таком случае ты не мусульманин, то есть они подробно говорят о единстве Бога. Не просто "я верю в Аллаха", а потом есть какие-то отдельные, частные аспекты: кто платит закят, правитель должен платить закят амиру, и наоборот, "я амир, платите мне закят", или еще какие-то частные вопросы.

Многие мусульмане на территории России являются мусульманами только по названию: некоторые исповедуют дарвинизм, некоторые считают себя коммунистами, некоторые считают себя материалистами, но при этом говорят, что они мусульмане.

Поэтому мы считаем, что это важная задача. Не могли бы Вы поделиться своими планами на будущее? Вы записали много аудиоуроков на сайте, и большинство мусульманской молодежи слушает их, что ждет читателей сайта "Дарульфикр" в будущем? Мы хотим уделить больше внимания изданию книг. <В настоящее время издано большое количество книг по акъиде, цель которых - написать разъяснения традиционных матнасных текстов акъиды, таких как акъида ат-Тахавия и акъида ат-Насафия, и объяснить их так, чтобы они были понятны любому мусульманину. Потому что обычный рядовой мусульманин не сможет понять те объяснения книг старых ученых, которые уже существуют, даже если они будут прекрасно переведены на русский язык.

Обычный мусульманин не сможет понять те объяснения книг старых ученых, которые уже существуют, даже если они будут прекрасно переведены на русский язык.

Он просто не поймет, о чем они говорят - они используют сложную терминологию, они используют логику, они приводят различные аргументы между философами того времени. И мы также хотим объяснить больше отклонений от ислама, которые существуют в наше время: например, атеизм, секуляризм светский, когда люди говорят, что "здесь шариат, а здесь нет", что "шариат только в поклонении", "это моя личная жизнь" или "я светский человек, эта часть моей жизни подпадает под шариат, а эта нет".

Существуют такие заблуждения, и нужно показать, что древние тексты по акиде разъясняют эти моменты, и в них есть указания на то, что это запрещено. Как мы знаем, вы часто ездите по России, часто бываете в Москве и Дагестане, Татарстане, Башкортостане, какие проблемы вы видите, похожи ли они в разных регионах?

В каждом регионе, конечно, есть свои проблемы, но есть одна общая проблема: люди не могут отличить знающего человека от невежды, они не могут отличить, где люди Ахлю-ильм действительно знающие, а где люди просто делают себе имя, берут на себя определенные титулы и звания, но сами не соответствуют этим титулам и званиям. Поэтому, к сожалению, мы часто думаем, что если у тебя есть корочка имама, то ты - алим, а если у тебя нет корочки имама, то ты не алим. Такой подход неприемлем. Был случай, о котором мне рассказывал мой учитель.

Он был в гостях в Дагестане у одного человека, который считается одним из шейхов салафитов и считается одним из самых уважаемых их людей.

Они только что вернулись из Сирии после обучения и приехали в гости к этому человеку. И они увидели, что у него в комнате была большая библиотека, большая полка с книгами вроде "Графа Монте-Кристо" Дюма и подобной литературы, а также книги по шариату, засунутые в тумбочку под телевизором.

Такие же вещи были и в его комнате.

Такие же вещи, которые на первый взгляд ничего не значат, но на самом деле многое говорят о человеке - то, что люди бросают книги по религии где попало, они валяются на полу, а потом такие люди становятся лидерами всевозможных джамаатов. Так что такие вещи тоже очень важны - этика адаба, уважение, то, как человек относится к своей религии.

Поэтому нужно уметь отличать истинных людей знания от людей, которые просто занимаются саморекламой, саморекламой, стремятся к известности и славе. Молодежь сейчас хочет учиться, и поэтому многих интересует вопрос - где получить знания? Можно ли получить качественное образование в России, и какое образование вы бы порекомендовали - за рубежом или здесь, в России? Если человек хочет получить знания, у него есть искреннее намерение, то возможность всегда появится. Понятно, что здесь нужен таваккуль, упование на Аллаха, а возможность всегда будет, она появится.

Если говорить об учебных заведениях в арабском мире, то у нас очень идеалистический взгляд на Аль-Азхар в Египте в этом вопросе - мы думаем, что это идеальное место, из которого выходят только алимы. Ничего подобного! Вы должны понимать, что в современном арабском мире существуют диктаторские режимы, антиисламские режимы, которые пишут программы для этих университетов, и для Аль-Азхара, и для сирийских университетов.

Они пишут учебники, они дают разрешение на учебники, и поэтому все, что там проходят, - это часто современные книги. Поэтому, чтобы получить хорошее образование, помимо учебы в университете, нужно заниматься индивидуально с шейхами.

Чтобы получить хорошее образование, нужно заниматься индивидуально с шейхами.

И только те люди, которые учатся индивидуально, по возвращении становятся учеными-алимами. Но сами книги, по которым учат в университетах, в большинстве случаев являются учебниками, написанными самими университетскими профессорами.

Если властям это не нравится, то они не смогут учиться.

Если властям не нравится то, что вы говорите, вопрос быстро решается, будь то в Сирии или Египте. Правда, в Египте сейчас лучше, но в Сирии все равно тяжело. Конечно, там есть хорошие университеты, Фатх, например, в Сирии, в Дамаске, для ханафитов это очень хорошее место в арабском мире.

Для шафиитов есть "Абу Нур". Знания можно получить везде, можно получить знания и в Египте, но одного университета для этого недостаточно. Когда человек приезжает туда, они начинают своими разговорами, компанией уводить его с пути Ахлю-с-Сунна.

Шейхи Египта и шафииты учат. <Шейхи, преподаватели Аль-Азхара, например, придерживаются убеждений Ахлю-с-Сунна, но в общежитии очень важно, с кем ты общаешься, молодежь там часто опускается. Значит, в России нельзя получить образование? Нет, я этого не говорил. В России есть алимы, и если вы свяжетесь с ними, то сможете получить образование. Просто нужно понимать, что цель знания в исламе - угодить Аллаху и устранить свое невежество, а не получить звание муфтия или разрешение иджази на преподавание.

Цель не в том, чтобы иметь ученую степень, чтобы называться алимом. Трудно ли быть соблюдающим мусульманином в Москве, трудно ли соблюдать Шариат в Москве? Люди часто испытывают трудности из-за собственных психологических проблем. В Москве не так много мечетей, если вы много ездите по городу по работе, и приходит время намаза, что вы делаете?

Вы просто постелите коврик и совершите намаз, вот и все. Никто вам за это ничего не сделает, не побьет, не заберет в полицию. Просто люди часто боятся это делать, им неловко, они думают - что скажут люди? По этой причине люди часто совершают намаз в неположенное время, иногда они наверстывают все пять намазов дома. Но на самом деле ничего сложного нет - берете компас, определяете направление, стелите коврик и совершаете намаз.

Навигация

thoughts on “Абу Али аль-Ашари Спрашивайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *